• Страсть Розы Бонёр

    «Почему я не могу гордиться, что я женщина? – восклицала Роза Бонёр в одном из своих интервью. – Мой отец, ярый приверженец гуманизма, много раз говорил мне, что роль женщины – возвысить род человеческий, что женщина есть Мессия грядущих веков. От него, из его учения я узнала великое, благородное предназначение пола, принадлежностью к которому я горжусь и независимость которого я буду отстаивать до последнего дня моей жизни...»

    Edouard Louis Dubufe. Rosa Bonheur with Bull (1857).
    Роза Бонёр (фр. Rosa Bonheur, полное имя Marie Rosalie Bonheur, 1822-1899) – французская художница-анималист. Ее творчество, несмотря на изменение вкусов, четкий академизм и по сей день остается одной из вершин художественного мастерства, привлекая всех, кто интересуется искусством XIX в.

    Решительная, самоуверенная, обладательница первой медали парижского Салона, кавалерственная дама Ордена Почетного Легиона, Ордена Изабеллы Католички и Ордена Леопольда Бельгийского, приятельница королевы Виктории – Роза Бонёр считается одной из первых феминисток; лесбиянкой, открыто живущей с женщиной; экстравагантной художницей, обрезавшей волосы, предпочитающей курить сигары и носить мужскую одежду. Правда, о своем мужском одеянии она говорила так: «Но тот костюм, что на мне – лишь рабочая одежда, не более.
    Насмешки глупцов никогда меня не волновали. Натали [Nathalie Micas] смеется над ними, как и я. Ее вовсе не смущает мой мужской наряд, но, если вас он хоть немного задевает, я готова надеть юбку, тем более что для этого мне нужно всего лишь открыть шкаф, где меня ждет множество женских платьев».

    Как бы там ни было, но очевидно одно – на протяжении практически всей жизни у Розы Бонёр было две страсти: искусство и женщина. Может поэтому она одна из немногих художников своего времени, которая смогла реализоваться и в творчестве и в личной жизни? Ниже приводится статья о Розе Бонёр, опубликованная на lesbi.ru, а также ссылки на ее работы, находящихся как в музеях, так и в частных коллекциях.
    РОЗА БОНЁР: ЛЮБОВЬ И ЛОШАДИ
    И по сей день Роза Бонер (Rosa Bonheur, 1822-1899), французская художница 19 века, остается одной из самых успешных женщин в искусстве.

    Она добилась славы и признания в ту эпоху, когда профессиональная живопись была практически закрыта для женщин. Несмотря на перемену вкусов, из-за которой ее картины несколько забылись, ее имя навсегда останется в истории живописи.
    Однако со временем начали по-новому оценивать не только ее.

    Rosa Bonheur. The Farm at the Entrance of the Wood, 1875.
    творчество, но и личную жизнь - великая художница избегала общества мужчин, а самыми близкими людьми для нее были две женщины.
    СЕКТА, ОВЦЫ И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

    Портрет десятилетней Розы Бонёр.
    Ее мать тем временем поощряла в ней другую страсть - любовь к природе. Когда она учила дочку читать, то они вместе рисовали животных к каждой букве. Родители позволяли ей держать самых разных домашних животных, даже ручную овцу, и это при том, что семья жила в квартире на верхнем этаже!

    С раннего детства Роза вела себя не так, как положено "хорошей девочке". Родители дважды пытались отдать ее в частную школу для девочек, но оба раза ее исключали за нарушение дисциплины и пререкания с учителями. Впрочем, это не помешало ей стать лучшей среди учеников отца, и с 17 лет самой поддерживать семью - делать копии картин в Лувре на продажу.

    Однажды Роза сопровождала отца, которому заказали портрет богатой молодой женщины и начинающей художницы - Натали Мика.
    Встреча с Натали стала переломным моментом в жизни Розы. Они разговаривали во время долгих часов, когда Натали позировала для портрета. Вскоре они поняли, что не могут разлучиться. И в самом деле, разлучила их только смерть. До сих пор биографы спорят о том, была ли их связь сексуальной, или же только необычайно близкой дружбой. Ответ на этот вопрос никогда не будет получен, но возможно, он не так уж и важен. В тот же период Бонер начинает писать изображения животных.
    КОРОЛЕВЫ, ЗВЕРИНЦЫ И СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЬ
    В 1841 году юная Бонер получает первую медаль престижного Парижского салона. После этого ее карьера идет только в гору. Ее картины завоевывают популярность как среди критиков, так и у публики. Вскоре после Салона семья Бонеров переезжает в новую квартиру, где Роза уже спокойно может разводить "моделей" для своих картин - уток, кроликов, белок и овец. С 1840-х спрос на ее работы продолжал расти. Престижные награды следовали одна за другой.

    Бонер переключается на животных покрупнее - коров и лошадей. Она стала постоянной обитательницей конюшен парижской омнибусной компании. Долгие часы она проводила стоя по щиколотку в крови на скотобойнях, делая зарисовки. В 1853 году она закончила свою самую известную работу - "Конская ярмарка".

    Rosa Bonheur. The Horse Fair, 1853-1855.
    Картина стала настоящей сенсацией и принесла ей рекордную сумму - 40 тысяч франков - и внимание самой королевы Виктории, с которой они впоследствии лично встретились и даже подружились.

    Среди ее дальнейших наград - Орден Изабеллы Католички, Орден Леопольда Бельгийского и даже абсолютно "мужской" Орден Почетного Легиона.

    В 1860 году она, наконец, покупает целый особняк для себя и драгоценной Натали. И если дом она отдала на откуп Натали, то сама развернула бурную деятельность в обширном дворе. Она смогла создать собственный зоосад с исландскими пони, множеством собак, оленями, газелями, обезьянами, коровами, яком и львом.
    БРЮКИ, СИГАРЫ И СКАНДАЛЫ

    Rosa Bonheur. Portrait de Nathalie Micas.
    Коммерческому успеху Бонер не помешали даже "причуды" художницы, которые, казалось бы, должны были оскорбить приличное общество. Ее жизнь с другой женщиной отнюдь не была скандальной. Гомосексуальные связи были так маргинальны для той эпохи, что никто не заподозрил бы в них двух женщин из хороших семей.

    Скандалы в жизни Бонер были связаны с чисто внешними атрибутами. Она курила сигары - "совсем как мужчина". Еще будучи юной девушкой, Бонер коротко остригла волосы и уже больше не отращивала их. Она также довольно рано облачилась в мужской костюм. Впрочем, в ее случае такая одежда была профессиональной необходимостью - в длинных юбках не слишком-то удобно коротать долгие часы на конюшнях. К тому же, скотобойни Парижа запрещали присутствие женщин, а мужской костюм позволил Бонер обойти этот запрет.
    В конце концов, Бонер даже получила официальное разрешение от городских властей Парижа носить мужскую одежду. Ей перестал грозить арест за ношение брюк и курение в публичных местах. Правда, один раз ее все-таки арестовали за нарушение общественных приличий. В тот день она, вопреки обыкновению, была одета в платье, но полицейский решил, что это мужчина, переодетый женщиной.
    СМЕРТЬ, ПОРТРЕТЫ И НОВАЯ ЛЮБОВЬ
    Роза Бонер и Натали Мика прожили вместе более 50 лет. Смерть спутницы жизни стала огромной трагедией для Бонер, она уже никогда не смогла до конца от нее оправиться. Однако в ее жизни появилась другая женщина - Анна Элизабет Клюмпке (1856-1942). Она тоже была успешной художницей, однако до сих пор ее вспоминают как последнюю любовь Розы Бонер. Именно портрет Розы Бонер работы Анны Клюмпке (1898 года) - самый известный портрет художницы.
    Как и Бонер, Анна начала свою карьеру очень рано и добилась успеха в Парижском салоне. Помимо портрета Бонер, широко известен ее портрет американской феминистки Элизабет Кейди Стантон. Благодаря портрету они и познакомились - в 1897 году Анна написала Бонер письмо с просьбой стать ее моделью. Когда они встретились, то Клюмпке было сорок три года, а ее кумиру, Бонер, - семьдесят семь. И снова, разговоры во время позирования, женщины становились все ближе.

    Через месяц Бонер предложила Клюмпке жить и работать вместе. Тогда же Бонер изменила завещание и сделала Анну своей единственной наследницей. Девять месяцев спустя Роза Бонер умерла. После ее смерти Клюмпке стала ее биографом. В 1908 году она опубликовала описание жизни Розы Бонер [1].

    Anna Elizabeth Klumpke. Portrait of Rosa Bonheur, 1898
    Наследие Розы Бонер довольно странно. Она была успешной и талантливой художницей, но сейчас ее реалистичное искусство отошло на второй план. Больше внимания привлекают дебаты о ее сексуальной ориентации и любви к брюкам. Ее творчество при этом часто игнорируют, а ведь именно страсть к искусству, желание жить им, были определяющими в ее жизни. Возможно, только благодаря этой страсти она и оставалась собой, решала, как и с кем ей жить в эпоху, когда это было последнее, чего ожидали от женщин.

    Rosa Bonheur. Paturage dans la montagne.
    [1] - Anna Klumpke, Rosa Bonheur: Sa Vie, Son Oeuvre, (Paris: E. Flammarion, 1909), Anna Klumpke, Rosa Bonheur: The Artist's (Auto)Biography, trans. Gretchen Van Slyke (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1998).

    Автор текста: Лиза Морозова.

    Ссылки: Статья о Розе Бонёр на английском языке
    Картины Розы Бонёр: #1