• Ромэйн Брукс


    Автопортрет 1923
    Ромейн Брукс (англ. Romaine Brooks, урождённая англ. Beatrice Romaine Goddard, 1 мая 1874, Рим — 7 декабря 1970, Ницца) — французская художница американского происхождения.

    Роумэйн Брукс прожила долгую и интересную жизнь — детство прошло в Нью-Йорке, юность — в Италии, поразившей своим великолепием и неземной красотой. Выставки художницы шли в самых крупных художественных центрах Америки и старого света — Лондоне, Ницце, Риме, Нью-Йорке, Венеции, Люксембурге. Но Париж был ее единственной страстью.

    Парижский период, длившийся с 1905 по 30-е годы, стал наиболее плодотворным, значимым и судьбоносным в творчестве художницы — Ромэн Брукс нашла, наконец, собственное Я, обрела любовь, написала множество прекрасных работ, воспев, подобно Сафо, многомерность и неповторимость женской красоты.
    Ромейн Брукс — французская художница американского происхождения.
    Родители Ромэйн Брукс были очень богаты, но детство ее, как считают, было чрезвычайно несчастливым. Ее мать-садистка (которую бросил муж незадолго до рождения дочери) обращалась с ней, как со служанкой, уделяя больше внимания и заботы ее брату, который с самого раннего возраста был душевнобольным. В 1895 году Брукс уехала в Париж, чтобы вырваться из домашнего ада и изучать музыку. Спустя год она вернулась в Рим и изучала живопись в бесплатной Национальной школе. Класс, который она посещала, состоял исключительно из девушек.



    В начале века, даже вполне обеспеченная, но одинокая дама, не могла позволить себе с легкостью разъезжать по Европе. И Ромэйн, как разумная женщина, вышла из положения, выйдя замуж за гея. Джон Эллингхэм Брукс был абсолютно нищим, но несмотря на это, до тех пор пока ей это было нужно, Роумэйн пользовалась своим новым статусом. Примерно через год брак по расчету дал основательную трещину. Дело в том, что "муж" настойчиво протестовал против возрастающего желания Ромэйн носить мужскую одежду. Для Ромэйн этого было достаточно, она тут же расторгла брак, уехала в Париж и оставила себе от мужа только фамилию. Джон уехал из Англии после суда над Оскаром Уайльдом.

    В 1902 году умерли ее брат и мать. Оставив мужу приличную ренту, Брукс вернулась в Париж, где начала писать портреты, которые вскоре принесли ей известность. Отвоевав право носить мужскую одежду, Брукс решила на этом не останавливаться и распространить свои воззрения на творчество. Она начала писать в жанре, бывшем во все века прерогативой мужчин - жанре женского ню. Такие работы, как "Белые Азалии", говорят за себя сами - прекрасное женское тело может быть объектом чувственного и художнического восприятия не только мужчин, но и женщин в равной степени.


    Romaine Brooks. Белые Азалии, 1910

    Ее огромное богатство освобождало ее от нужды быть деликатной со своими клиентами: ее не беспокоило, купят ее работу или нет. Ее необыкновенная способность сверхправдиво изображать внешность человека привела к тому, что художницу стали называть «похитителем душ». Она подружилась с писателем Габриэлем Д'Аннунцио и его любовницей, танцовщицей Идой Рубинштейн, став любовницей их обоих и используя Иду как модель для многих своих работ.


    Romaine Brooks. Le trajet, 1911

    Художественный критик Эммануэль Купер писал: «Все обнаженные натуры Брукс имеют особую идеализацию тела, которая так же полно отражает духовные качества, как и плоть, и кровь. Бледные, худые, обескровленные натуры, с маленькими недоразвитыми грудями, с полным отсутствием волос на лобке и чахлым телом похожи скорее на мальчиков, чем на женщин. Их обнаженность, которая сочетает эротизм и символизм, придает им особую чувственность, но именно она и уводит от смертельного и физического желания...»


    Romaine Brooks. La Marquise Casati (ca. 1920)

    Глядя на эти картины, один из современных обозревателей заметил, что создается впечатление, будто «душа идентифицируется с плотью»». На работы Брукс огромное влияние оказало эстетическое движение.


    Femme Avec Des Fleurs” or “Spring”, 1912

    Брукс является одной из самых талантливых женщин того периода и стоит в одном ряду с Колетт и Гетрудой Штайн. Ее отличает присущий только ей стиль: женщин на ее полотнах нельзя назвать ни красивыми, ни вызывающими.


    Le Piano (1910)

    Мрачные серые и коричневые тона, в которых выдержаны ее портреты, придают им серьезность, которой часто лишены женщины, представленные на полотнах мужчин-художников, – будь то портреты известных женщин, обнаженных дам или портреты натурщиц. В глазах ее женщин – вопросы: они задают вопросы нам, так же как и мы им.


    Au bord de la mer (Self-Portrait) (1912)

    Вплоть до Второй Мировой войны Париж был пристанищем для художников и свободомыслящих, являлся надежным пристанищем для женщин, которые хотели жить и любить иначе. Это единственный период в истории Парижа, когда желания тех, кто оказался в нужное время в нужном месте, совпали с их возможностями. Кажется, здесь побывали все богатые лесбиянки того времени: Ева Палмер, унаследовавшая деньги, вырученные от продажи фарфора; «Джо» Карстейрс, в одежде и с татуировками французских моряков, получившая миллионы от крупной нефтяной компании; Винеретта Сингер, «дочь» швейных машин, Гертруда Штайн и ее возлюбленная Элис Б. Токлас, художница Ромейн Брукс, Брайер, чей отец был самым богатым мужчиной Британии, и конечно же, Натали Бэрни, хозяйка еженедельного литературного салона и центральная фигура среди гомосексуалов Парижа.


    Натали Бэрни

    Натали жила на улице Якоб 20, где организовала свой знаменитый литературный салон. Открытый по пятницам, этот "Парижский Лесбос" посещался самыми выдающимися литературными деятелями Парижа того времени, как мужчинами, так и женщинами.
    Среди присутствовавших лесбиянок были Рэдклифф Холл, Гертруда Стайн, Маргарет Юрсенар, Сильвия Бич и многие другие. Салон избрал Бэрни "императрицей лесбиянок" Парижа. Соревнование в этот период развернулось между салонами Бэрни и Гертруды Стайн, хотя Стайн, как правило, посещали деятели изобразительного искусства, а не писатели.


    Натали Бэрни

    Наряду со многими другими, у Бэрни — по пятницам и в иные дни — бывали:
    список знаменитостей, которые у Бэрни бывали.:
    Шервуд Андерсон
    Джордж Антейл
    Луи Арагон
    Анри Барбюс
    Сильвия Бич
    Поль Валери
    Грета Гарбо
    Пегги Гуггенхайм
    Реми де Гурмон (он дал Бэрни прозвище Амазонка)
    Жозеф Шарль Мардрюс (переводчик Сказок 1001 ночи)
    Джеймс Джойс
    Айседора Дункан
    Макс Жакоб
    Андре Жид
    Труман Капоте
    Поль Клодель
    Жан Кокто
    Колетт
    Харт Крейн
    Тамара де Лемпицка
    Мина Лой
    Мари Лорансен
    Пьер Луи
    Синклер Льюис
    Оскар Венцеслас де Любич-Милош
    Адриенна Монье
    Сомерсет Моэм
    Армен Оганян
    Эзра Паунд
    Марсель Пруст
    Рильке
    Роден
    Ида Рубинштейн
    Франсуаза Саган
    Фрэнсис Скотт Фицджеральд
    Гертруда Стайн
    Рабиндранат Тагор
    Торнтон Уайлдер
    Уильям Карлос Уильямс
    Анатоль Франс
    Мата Хари
    Томас Стернз Элиот
    Маргерит Юрсенар


    В 1915 году Брукс и Натали Бэрни встретились и полюбили друг друга.



    Их отношения длились пятьдесят лет, хотя они и прерывались из-за любовных связей Бэрни, среди которых был роман с Долли Уайльд, племянницей Оскара. Они вместе написали роман «Тот, кто был в легионе, или Последующая жизнь А.Д.», которую издали на свои деньги в Лондоне в 1930 году с иллюстрациями Брукс. Радость жизни (joie de vivre) Натали и готическая мрачность Ромейн представляют собой два полюса – северный и южный – их захватывающего мира. Речь идет не только о сексуальных различиях, но и абсолютно разных подходах к жизни. Барни любила Ромейн пятьдесят лет, но никогда не была верна ей.



    В течение этих лет Брукс создала портреты многих знаменитых лесбиянок — посетительниц салона Бэрни. Подобно придворному художнику Брукс лишь воспроизводила на полотнах свое окружение, тех, кого она любила и кто был частым посетителем арт-салона левого берега Сены. Ида Рубинштейн, которую с Брукс связал пылкий роман, Уна Трубридж, Нэтэли Барни, герцогиня Элизабет де Грамон, Ханна Глюкштайн, Рената Боргатти.… Стоит ли говорить, что благодаря творчеству Ромэн, все они стали иконами лесби-художников и фотографов пост-стоунвольской волны.


    Lady Troubridge (1924)


    Peter (A Young English Girl) (1923-24)


    La Baronne Emile d'Erlanger (1924)

    В 1920 году Брукс была награждена французским правительством орденом «Почетного легиона».

    Карьера Брукс достигла своего зенита в 1925 году, когда по всему миру было проведено большое количество ее выставок и ее имя звучало на устах у многих критиков. После этого Брукс, видимо уставшая от публичной жизни, уединилась и вела достаточно замкнутый образ жизни.

    Они построили дом недалеко от Бьюваллона. На самом деле это были два отдельных дома, соединенных общей столовой. Они назвали его «Вилла через дефис». Эта архитектурная деталь очень много говорит нам об их взаимоотношениях. Они часто физически были разлучены, однако состояли в тесной эмоциональной связи, несмотря на множественные связи Бэрни в течение всех этих лет.



    Ромейн не могла долго задерживаться на одном месте. Как только ее студия становилась идеальной, она оставляла ее. Натали очень хотела, чтобы они жили вместе, Ромейн всегда отказывалась. Исключением стали шесть лет войны.

    Годы второй мировой войны они провели в Италии по приглашению Муссолини. С легкостью позабыв о том, что она сама на одну восьмую еврейка, Бэрни обвиняла Черчилля и евреев за развязанную войну и даже дошла до того, что написала: "Евреи сначала превратили мир в сплошную торговлю, а затем стали править им. В комфорте переждали войну на вилле Сан Аньезе во Флоренции. Согласно Джорджу Уиксу,«журнал, который Ромэйн хранила всю войну, показывает, что она... симпатизировала фашизму и так боялась русских, что надеялась на то, что Германия победит их».

    После войны Брукс и Бэрни жили врозь. Бэрни в Париже, Брукс в основном в Ницце, проводя лето во Фьезоле, недалеко от Флоренции.

    В европейских и американских галереях работы художницы расценивали как дерзкую пощечину общественному вкусу. Публика всячески подчеркивала их скандальность, не уделяя должного внимания художественным достоинствам портретов.


    Chasseresse (1920)

    Подобная сомнительная популярность сыграла злую шутку с Ромэйн — на время о ней забыли. Ретроспективная выставка 1971 года возобновила интерес к ее творчеству, а художественный критик Хилтон Крамер заявил, что выставка является «еще одним напоминанием, что история американского искусства нашего века еще не дописана». К этому времени внимание феминисток обратилось к вопросу, почему нет «великих» художниц-женщин. И забвение Брукс, так же, как и ее предшественницы, художницы XIX века Розы Бонэ , служит ярким примером того, как талантливые женшины-художницы низводятся, ориентированной на мужчин историей искусства, до состояния тени. В семидесятых годах холодный лесбийский стиль картин Брукс действовал как потенциальная контрсила против более грубой, приземленной эстетики, которая превалировала в определенных лесбийских кругах того времени. Живопись Ромэйн Брукс придала лесбиянкам некоторую долю обаяния. Однако, забыв о бесспорном художественном таланте Брукс, арт-критики и журналисты сделали акцент на ее увлечениях и назвали Ромэн «родоначальницей современного лесби-арта».


    Miss Natalie Barney, L'Amazone (1920)

    В возрасте 87 лет Брукс снова серьезно взялась за кисть и нарисовала портрет Umberto Strozzi (1961), наследника старинного рода и просто хорошего знакомого.

    В 1968 году в возрасте девяноста четырех лет эксцентричная Брукс, за два года до своей смерти, узнает от своей любимой, что та последние семь лет встречается с другой женщиной, и не в силах сдержать гнев и ревность Брукс рвет эти отношения уже навсегда.



    7 декабря 1970 года, в возрасте 96 лет Ромейн Брукс умирает в полном одиночестве.

    Спустя два года в Париже, достигнув того же возраста скончалась и Натали Бэрни



    Источники:
    gaymagic.narod.ru/
    pinkisland.ucoz.ru/
    leonatus.ucoz.ru/
    raduga.co.il/
    wikipedia.org
    livejournal.com/
    Комментариев Комментарий 1
    1. Аватар для AMS
      прикольная парочка. Одним из самых сильных портретов, написанных Брукс, считаю "Уна. Леди Троубридж".