• Гертруда Стайн

    Гертруда Стайн ( Gertrude Stein)) — американская писательница, крупнейшая фигура модернизма и одна из первых открытых лесбиянок.


    Gertrude Stein 1934 Nov. 4. photographed: Carl Van Vechten
    фото: memory.loc.gov
    /

    У русского читателя имя Гертруды Стайн ассоциируется с парижской богемой начала ХХ века и с известным портретом работы Пикассо. Писательницу-модернистку в наши дни никто не читает. Большинство помнит только ее цитату: «Роза есть роза есть роза». Да еще «потерянное поколение» — это тоже она придумала.

    Гертруда Стайн, родилась в богатой немецко-еврейской семье 3 февраля 1874 в Аллегейни, Пенсильвания. Детство провела в Европе (Вена, Париж), росла в Калифорнии. В Кембридже слушала лекции по психологии Уильяма Джемса, потом училась медицине в Университете Джонса Хопкинса (Балтимор), курса не закончила, т.к. стало неинтересно. В 1902 году приехала в Париж, где и провела всю оставшуюся жизнь. 1907 году Стайн познакомилась с Алисой Токлас, которая стала её пожизненной спутницей.
    Хотя Гертруда Стайн и Алиса Б. Токлас выросли в Калифорнии, они встретились в Париже. В то время Гертруда Стайн жила с братом Лео коллекционером искусства и критиком Связь между Стайн и Токлас была мгновенной и Токлас поселилась с ними.


    Gertrude Stein and Alice B. Toklas in Piazza San Marco, Venice, circa 1908 фото: beinecke.library.yale.edu/

    Именно с этого времени Стайн начала писательскую деятельность. За всю жизнь написала порядком 20 книг, но признания у публики как такого не было. Книгу « Три жизни» Three Lives (1909) ещё как-то отметили, а потом лишь, спустя 34 года, был относительный успех книги « Автобиография Элис Б. Токлас». И то, только потому, что глазами очевидца, а не хроникера была предоставлена возможность рядовому читателю познакомиться с таким количеством гениев, почти что гениев и просто известных “всему Парижу”, а также с обстоятельствами их личной и творческой жизни в лице жен, любовниц, друзей, бывших друзей, а ныне заклятых врагов и так далее. Пикассо, Матисс, Жорж Брак, Пикабиа, Марсель Дюшан, Тристан Тцара, Хуан Грис, Анри Руссо, Воллар, Липшиц, Гийом Аполлинер, Мари Лорансен, Блез Сандрар, Жан Кокто, Т.С. Элиот, Ситуэллы, Леонард и Вирджиния Вулф, Клайв и Ванесса Белл, Джайлз Литтон Стрэчи, Эзра Паунд, Шервуд Андерсон, Сильвия Бич, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Форд Мэдокс Форд, Ман Рэй, Эрик Сати, Верджил Томпсон и прочая, прочая, прочая.

    Дело в том, что американка Гертруда Стайн была одним из символов культурной Европы. Главным творением Гертруды Стайн стали не книги, а ее бурная жизнь.
    В течение почти всей первой половины ХХ века она притягивала к себе богему Парижа, тогдашней столицы культурного мира. Она оставила свой след в модернистской литературе прежде всего не как автор, а как организатор своего рода «литературного кружка» для молодых англоязычных писателей, для многих из которых она была наставником и зачастую спонсором. Её квартира на улице Флёрюс 27 (6 округ) стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны. Ее друзьями были великие французы — Матисс, Ренуар, Сезанн, великие эмигранты — Пикассо, и разумеется, тысячи и тысячи американцев, от Хемингуэя и Дос-Пассоса до «пряничных мальчиков» — военных Первой и Второй мировых войн.


    Gertrude Stein 1935 Jan. 4. . photographed: Carl Van Vechten
    фото: memory.loc.gov

    События, воспоследовавшие за выходом в 1933 году “Автобиография Элис Б. Токлас”, не могли не вызвать у автора этой книги, Гертруды Стайн, самых противоречивых чувств. События эти можно в принципе описать одной-единственной фразой: умеренный успех у относительно широкой читающей публики. Однако для Стайн, привычно считавшей себя духовной матерью современной (modern) англоязычной литературы и, неоднократно дававшей понять, что все остальные “модернисты” — Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Т.С. Элиот — едва ли не всеми своими открытиями в области художественной формы прямо или косвенно обязаны ей; так вот, для Гертруды Стайн этот читательский успех был первым и едва ли не единственным. Она ждала его больше тридцать лет — с тех пор, как дописала в конце 1900-х годов свою первую настоящую книгу, “Три жизни”. Умная, амбициозная, наделенная, несмотря на откровенную творческую маргинальность, обостренным социальным чувством, она не могла не испытывать серьезного внутреннего дискомфорта от своей затянувшейся непризнанности. Печатные показания близко знакомых с Гертрудой Стайн в 1910—1930-е годы людей полны самых недвусмысленных свидетельств более чем трепетного отношения Стайн к любой возможности опубликоваться, к любому, даже самому невзыскательному читательскому отклику. В газетных рецензиях над ее текстами чаще всего попросту потешались, а круг тех людей, которые ее действительно читали и пусть не всегда безоговорочно, но принимали, ограничивался по большей части профессиональными или полупрофессиональными литераторами, причем тоже далеко не самыми в те времена широко известными. Успех (пусть и не самый шумный) у широкого читателя был в радость. Рецензенты поменяли тон, посыпались приглашения из американских университетов и прочих культурных центров выступить с публичными лекциями.

    Всё это время рядом с ней была неизменная спутница жизни Алиса Б.Токлас, которая была старше её на три года.


    Gertrude Stein and Alice B. Tolkas
    Photo: todayinliterature.com/


    Хемингуэй всю жизнь твердил, что с Гертрудой он вполне бы мог поладить, но вот кого он на дух не переносил (впрочем, взаимно — подчеркивал, опять же, сам Хемингуэй), так это Элис Токлас. И уколоть он Гертруду попытался ею же, Алисой. Пассивной — и при этом доминантной, ничего не понимающей в искусстве — и при этом вынесенной в заглавие самой популярной книги записной авангардистки Гертруды Стайн.

    Алиса Б.Токлас (1877-1967) - американская писательница, секретарь, компаньонка и возлюбленная Гертруды Стайн. Из обеспеченной польско-еврейской семьи. После смерти подруги Токлас опубликовала «Поваренную книгу Алисы Б. Токлас». Она написала эту книгу в возрасте 75 лет, в 1953 году. Через 20 лет после ее смерти книга стала классикой, как и воспоминания Гертруды Стайн. Книга Алисы Токлас - скорее воспоминания, чем учебник по кулинарии, приглашение читателя разделить эксцентрическую, полную событий жизнь двух незаурядных женщин.
    В многолетнем тандеме этих двух любящих женщин считалось, что Гертруда писатель и гений, а Алиса ее личный секретарь и преданная служанка.


    Портрет Алисы Токлас работы Павла Челищева, 1926—1928
    фото: npg.si.edu/cexh/eye/


    В годы Второй мировой войны они также проживали в оккупированной нацистами Франции. Две еврейки, да еще лесбиянки, да к тому же из Америки — они не должны были уцелеть. Но им это удалось. Как?
    Множество американцев и британцев пережили Вторую мировую войну в прогитлеровских странах, даже и в самой Германии. Лесбиянок нацисты не преследовали, т. к. приравнивали их к «нарушителям общественности», ставя в один ряд с проститутками. Только мужская гомосексуальность привлекалась к уголовной ответственности. Нацистов не интересовали две состоятельные пожилые женщины, живущие в маленьком французском городке в 1940-е годы. Свою интимную привязанность они не афишировали. В их совместной жизни было гораздо меньше сексуального подтекста, чем представляется сегодня, в современной Америке, настолько озабоченной «фамильными ценностями», что дискуссии о допустимости однополых браков становятся темой президентских выборов.
    Гертруда Стайн не видела смысла бежать из Франции. Она вспоминает в мемуарах, как в самый разгар депортаций ее адвокат предупредил о грозящей опасности и посоветовал, пока не поздно, покинуть Францию. «Мы посмотрели на наш большой дом, на преданных слуг, — пишет Стайн. — И подумали, что никуда не будем уезжать».


    Gertrude Stein 1934 June 12 . photographed: Carl Van Vechten
    фото: memory.loc.gov/


    Да и зачем уезжать? Гертруда Стайн принадлежала к большой группе европейских интеллектуалов-модернистов, симпатизировавших если не нацизму, то фашизму, как Маринетти в Италии или Селин во Франции. До Второй мировой войны многие интеллектуалы-евреи искренне верили в фашистские и нацистские идеи, страстно желали победы нацизма. Все это непостижимо с точки зрения современных – и особенно американских — представлений о Холокосте. Но Гетруда Стайн действительно не скрывала своей поддержки фалангистов Франко в Испании, да и среди французских фашистов у нее было много почитателей. Жизнь сложней любых схем, и в последнее время публикуется все больше историй о том, как фашистские начальники, запятнавшие себя кровью невинных жертв, спасали и защищали «своих» евреев. Даже патологический антисемит Гитлер предложил еврею Имре Кальману, своему любимому композитору, стать «почетным арийцем».
    Ангелом-хранителем двух женщин стал Бернар Фаи – руководитель Национальной библиотеки, утонченный интеллектуал, ультраконсервативный католик. Гертруда Стайн, возможно, и не знала, кому была обязана покровительством. Зато знала Алиса Токлас. Она помогла бежавшему из тюрьмы в 1951 году Фаи, обеспечив его деньгами, — для этого ей пришлось продать принадлежавшие ей картины Пикассо.


    Alice B. Toklas October 8, 1949 photographed: Carl Van Vechten
    фото: memory.loc.gov/


    Стайн как и её мать, умерла в возрасте 72 года от рака 27 июля 1946. В полуобморочном состоянии от уколов морфия, умирающая Гертруда Стайн спросила Алису о заключении врачей: «Какой ответ?» Алиса молчала. Гертруда усмехнулась и сказала: «Хорошо, тогда надо спросить: а какой вопрос». Похоронена на кладбище Пер-Лашез, Нёйи-сюр-Сен.
    Алиса Б.Токлас пережила свою подругу на 21 год больше. Умерла в возрасте 90 лет в 1967. Была похоронена на том же кладбище рядом с Гертрудой Стайн.

    Признание

    Гертруда Стайн изображена на известном полотне Павла Челищева «Феномены».

    «Феномены» (Phenomena), (скопище жутких мутантов на выжженной, с убитым цветом земле)1938
    фото: stihi.ru/


    На полотне Пабло Пикассо «портрет Гертруды Стайн».

    "Портрет Гертруды Стайн". 1906 г
    фото: pablo-ruiz-picasso.ru/


    Она фигурирует в игровом фильме Алана Рудольфа «Модернисты» (1987 год), в романе Уолтера Саттертуэйта «Маскарад» (1998 год, в рус. пер. — «Клоунада»), в произведении Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», а также в фильме Вуди Алена «Полночь в Париже» (2011 год). На тексты Стайн писали музыку американские композиторы Вирджил Томпсон (1934 год, 1947 год) и Джеймс Тинни (1970 год), немецкий композитор Ирис тер Шипхорст (Inside-outside II, 1989 год), музыкальную драму «To Be Sung» по «лирической опере» Стайн написал французский композитор Паскаль Дюсапен (1993 год). Дж. Малкольм написал книгу «Две судьбы: Гертруда и Алиса». Эта книга - серьезное биографическое исследование
    Памятник писательнице поставлен в Брайант-парке в Нью-Йорке.


    Скульптор: Джо Дэвидзон. Дата создания: 1992
    фото: nyjewishimprints.info/

    Памятник в Брайант-Паркe - отливка из бронзы по модели, сделанной Джо Дэвидзоном в Париже в 1923г. - подарок городу от Мори Лейбовица. Статуя установлена на гранитном постаменте между двумя сикоморами и изображает Гертруду Стайн в характерной (зафиксированной фотографиями Мэна Рэя) позе, напоминающей Будду, с лицом, отражающим работу мысли. Близость памятника к Публичной библиотеке подчёркивает вклад Гертруды Стайн в американскую литературу.



    Источники:
    booknik.ru/
    kirjasto.sci.fi/
    todayinliterature.com/
    beinecke.library.yale.edu/
    magazines.russ.ru/
    Комментариев Комментарий 1
    1. Аватар для AMS
      в "Крови на полу в столовой" есть один момент "а потом другие братья и сестры хотели чтобы этот удалился и молился себе на здоровье" )) или вот это "дом за городом и загородный дом это не одно и то же". Поначалу не могла привыкнуть к странной расстановке знаков препинания. Но потом, как она и сказала "читатель сам знает где сделать остановку".