• Тест Бехдель

    Тест Бехдель или Бехдель-Уоласс является своего рода лакмусовой бумажкой для определения значимости женских ролей в фильмах и на телевидении.
    Тест назван в честь Алисон Бехдель, которая начала рисовать журнал в возрасте десяти лет и усердно архивировала собственную жизнь и эпоху словами и картинками. Свой юмористический комикс "Dykes To Watch Out For" (DTWOF) она создавала на протяжении двадцати пяти лет. Она также является автором комикса «Fun Home: A Family Tragicomic», который взял премию Айснера (премия индустрии комиксов имени Уилла Айснера) и стал финалистом премии Национальной ассоциации Критиков. Time назвал«Fun Home: A Family Tragicomic» в числе лучших книг 2006 года, со словами о ее воспоминаниях об отце «шедевром о двух людях, которые живут в одном доме, но в разных мирах».

    «Fun Home: A Family Tragicomic» и DTWOF были переведены на многие языки. Бехдель рисовала комиксы для таких изданий как онлайн журнал Slate, McSweeney’s (американский ежеквартальный литературный альманах. Обычно в нем печатаются альтернативные и неформатные рассказы. Правда, сегодня этот некогда маргинальный журнал стал вполне себе респектабельным и авторитетным), Entertainment Weekly, The New York Times Book Review и другие.
    Рисуя свой комикс Алисон Бехдель и не думала, что он станет феноменом. Dykes To Watch Out For выпускался с 1983 по 2003, постоянная рубрика в стиле комикса, в основном, с лесбиянками... хотя ориентация не важна, независимо от нее, это женщины разговаривающие не о мужчинах.

    Выпущенный Лиз Уоллас и в оригинале названный "Правило", эта рубрика в 1985 г устанавливает строгий отбор фильмов с женским персонажем, которого хотелось бы увидеть. Героиня комикса, протестуя против нехватки сильных женских персонажей в киноиндустрии, заявляет что будет смотреть фильм только в том случае, если в нем будет:
    1. Два женских персонажа
    2. Которые разговаривают друг с другом
    3. Обо всем, кроме мужчин
    Так просто и легко выполнимые правила. Кроме того, это были 80-е, сейчас пройти проверку намного проще.
    Рассмотрим каждое из условий более подробно:
    1. Фильм должен иметь хотя бы два женских персонажа
    Удивительно, что даже такие знаменитые фильмы как "Бойцовский Клуб", "Перекресток Миллера", "Бешеные псы", "Однажды на Диком Западе" пролетают по этому пункту. Так же как и большинство боевиков. Многие эпохальные драмы. Почти все фильмы из категории "Мужчины в шляпах" - вестерны и гангстерское кино. Даже такие гиганты как "Выстрелы в Далласе", "Криминальное чтиво", "Черный рыцарь", "Секреты Лос-Анджелеса", "Крестный отец" - это длинный список мужчин с, приблизительно, шестью девушками между ними.
    Объяснять почему этот пункт так важен даже не имеет смысла. Разве это реалистично? В жизни и в повседневности, как правило, женщин гораздо более чем две на одного мужика.
    2. Разговор между женщинами.
    Очередь таких фильмов как "Пипец", "Помни", "Крестный отец", "Подозрительные лица". Недостаточно просто двух женщин в кадре. Они должны быть важны индивидуально для сюжета, чтобы иметь своего зрителя у экранов. И они не должны присутствовать для того лишь, чтобы писаться от восторга при виде брутального героя.
    У них должна быть своя история, которая не является второстепенной или предысторией для более важного мужского персонажа.
    Рассматривая фильм "Помни", мы видим что Шелби и Дженкинс - это всего лишь "жена Сэма" и "жена Леонарда". Очевидно существующие как декорации к жизнеописанию Ленни.
    Что женщины клана Карлеоне делают вне брака? Кино начинается с того, что Конини выходит замуж за Карлоса, г-жа Вито Карлеоне - готовит еду. Будущая миссис Майкл Карлеоне появляется в кадре только с ним. Все что делает миссис Сонни Карлеоне это говорит о члене мужа. Плюс ко всему этому они существуют раздельно, никогда не появляясь вместе в сценах фильма.
    3. Разговор не о мужчине и его невъбенной крутости.
    Возможно, это главное правило! Это случается иногда, всего лишь иногда, но это случается – женщины говорят не о мужчинах.
    Разговор двух женщин о главном герое – незачет! Это лишь доказывает, что они предпочитают разговаривать о нем, чем быть им.
    Факт, и если для кого-то он слишком шокирующий – присядьте, потому что… сюрприз, сюрприз... женщины, представьте себе, нормальные люди - они могут разговаривать, причем о многих вещах. Политика, погода, кино, музыка. О своих достижениях, друзьях, амбициях. Это называется – индивидуальность… многие женщины ее имеют, правда-правда.
    Хорошо представленные женские персонажи должны, даже в романтической комедии, трепаться не о мужиках и уж никак не служить для них фоном. Они должны быть самодостаточны и существовать сами по себе.
    Также можно отметить еще два фактора:
    1.Прохождение теста Бехдель не зависит о того, хорош фильм или нет.
    2. Если фильм проходит по всем пунктам это не делает его более феминистическим, т.е. смотрибельным только для женщин.
    Тест часто воспринимают неправильно. Требование чтобы женщины не разговаривали о мужчинах, не означает что они не могут говорить об отцах, сыновьях, братьях, друзьях или смертельных врагах мужского пола в контексте фильма. Исключение - если разговор идет о возлюбленном или любовнике.
    И наоборот, если фильм подходит, не важно присутствуют ли в нем мужские персонажи когда женщины ведут разговор, даже если этот разговор стереотипно женский. Например, поход по магазинам. Даже разговор об отношениях, до тех пор пока это не разговор об отношениях с мужчиной.
    Тест не предназначен для выдачи анализа фильма на феминистические ценности. Он может пройти, не имея ярко выраженной феминистической составляющей. Фактически, ярким примером фильма, прошедшим отбор, являются Чужие, в котором тема феминизма проходит подтекстом, а главная есть и остается научная фантастика.

    Также тест может пройти фильм, который является откровенно женоненавистническим. И наоборот, фильм с сильно выраженным феминистким уклоном может не пройти и ничего неправильного в этом не будет.
    Что является проблемой так это то, что это стало образцом. Многие фильмы проваливают тест, в то время как сюжеты, где мужские персонажи вращаются вокруг женских - можно пересчитать по пальцам. Это говорит не в пользу Голливуда и его гендерных приоритетах. Телевидение и сериалы выгодно отличаются в этом плане от фильмов, потому что здесь больше пространства для маневра.


    Курзик специально для GayGirls, 15 октября 2011 г.










    Комментариев Комментариев 2
    1. Аватар для Северо-Запад
      А это её (Алисон Бехдель) пОртрет? Никогда не видала, спасибо. Она хороша, ахха.;)
    1. Аватар для Курзик
      Маленький только.