• Амазонки: Миф или реальность?

    Амазонки - легендарное племя женщин-воительниц, обитавших, как утверждает древнегреческая мифология, на северо-востоке Малой Азии на побережье Черного моря, где они создали свое воинственное государство.

    Атака амазонок. Борис Валледжо
    фото: godsbay.ru

    Амазонки представляли собой племя, сражавшееся бок о бок (и против) с самыми великими эпическими героями. Дочери Ареса и нимфы Гармонии (хотя их прародительницей некоторые считали Афродиту или дочь Ареса Отреру), амазонки преклонялись своему отцу как богу войны и Артемиде - богине девственности, женской силы, охоты, плодовитости (несколько добродетелей, воплотившихся в одной богине).

    Бегущая амазонка с лошадью.
    Аттическая черная амфора, 525-500 г. до н.э.
    Музей Университета Пенсильвании, Филадельфия, США.

    Многогрудая женщина - идол с Крита.
    Древний матриархальный символ, около 1500 г. до н.э.
    Музей в Гераклеоне, Крит, Греция.

    Греки сражаются с амазонками.
    Изображение на апулейском кувшине, 410-400 г. до н.э.
    Британский музей, Лондон, Великобритания.

    В легендах об амазонках отразились факты о древних матриархальных сообществах, в которых женщины воевали и управляли, а мужчинам поручалось смотреть за хозяйством. Военные походы амазонки предпринимали под предводительством своей царицы. У них не было постоянных брачных партнеров, а для производства потомства они устанавливали контакты с мужчинами из соседних племен. Мальчиков, родившихся в результате этих визитов, либо убивали, либо отправляли к их отцам, либо оставляли одних в чистом поле.

    Хартман Шедель. Нюрембергские хроники, 1493г.

    Девочки оставались со своими матерями, их обучали сельскому хозяйству, охоте и военному ремеслу, выращивали их как будущих воительниц, которым выжигали правую грудь, мешающую натягивать в бою лук. Отсюда и пошло их название - "амазонка" означает "безгрудая". Гиппократ описывал амазонок следующим образом: "У них нет правой груди... в раннем возрасте их матери ампутируют девочкам правую грудь, используя специальный инструмент из закаленной меди. Таким образом, предотвращался рост молочной железы, а за счет этого наращивалась сила плеча и правой руки". Некоторые специалисты полагают, что во времена амазонок люди не могли обладать необходимыми знаниями, чтобы воспрепятствовать неизбежному массивному кровотечению и опасной инфекции. Другие считают, что после ампутации осуществлалось прижигание специальными инструментами.

    Всадница.
    Амазонки считались великолепными наездницами,
    проводившими большую часть времени верхом.
    Согласно Лисию, амазонки первыми стали подковывать лошадей.

    Амазонка читает молитву перед алтарем.

    Битва грека с амазонкой.
    Один из самых художественных барельефов с изображением амазонок. Превосходно показана динамика поединка.
    Фрагмент портика, Британский музей, Лондон, Великобритания.
    Первоначально амазонки обитали возле устья реки Танаис (Дон), название которого происходит от имени сына Лисиппы, одной из их цариц. Отсюда амазонки расширили свою империю, которая, в конце концов, стала простираться до восточного Средиземноморья. Они покорили Трою, а также Сирию. Амазонки основали такие города, как Смирна и Эфес, в котором находился знаменитый храм Артемиды, одно из семи чудес света в античном мире.

    Амазонка в битве.
    Деталь римского саркофага 2-го века до н.э.
    Найдена в Коне, Турция
    .

    Амазонка уносит раненую воительницу с поля боя.
    Рисунок на тарелке.

    Амазонки вооружаются.
    Аттический сосуд. Музей Дж. Пола Гетти, Малибу, Калифорния, США.
    Второе племя амазонок жило на побережья Средиземного моря, в Ливии. Это были те амазонки, с которыми бог Дионис заключил союз для борьбы с титанами и восстановления на троне короля Аммона в Египте. Эта борьба была успешной, но, когда через год Дионис возвратился, он затеял с амазонками войну (бог находился в пьяном буйстве), в результате которой они были разбиты. Некоторые спрятались в храме Артемиды, в то время как остальные подверглись резне на острове Самос. Геракл тоже встречал этих амазонок, когда пересекал Иберийский полуостров на пути к десятому подвигу. Некоторые сказания говорят о том, что ливийские амазонки, захваченные в плен Гераклом, сбежали от него в Малую Азию, явившись предками другой группы амазонок.

    Самая знаменитая амазонка – это царица Пентесилея (Пенфесилея), которая участвовала в троянской войне.

    Penthesilea (1862), by Gabriel-Vital Dubray (1813-1892). East facade of the Cour Carree in the Louvre palace, Paris.

    По преданию Пентесилея - дочь Ареса и Отреры, ее сестра Ипполита обладала магическим поясом, который стал обьектом одного из подвигов Геракла. Пентесилея была смелой и сильной воительницей, владевшей различными видами оружия. Несмотря на свое положение царицы-главнокомандующей, она мужественно сражалась плечом к плечу с другими амазонками. Согласно древнегреческой мифологии, Пентесилея и ее амазонки пришли на помощь осажденной Трое и ее царю Приаму после гибели Гектора. Согласно Квинту из Смирны, Пентесилея случайно убила копьем сестру Ипполиту во время охоты на оленей. Этот несчастный случай так опечалил Пентесилею, что она искала повода погибнуть, но как воительница-амазонка она могла это сделать с честью только в бою. Поэтому ее легко было убедить присоединиться к Троянской войне на стороне защитников Трои.

    Амазонки и греки. Саркофаг
    фото: answers.com

    В бою она собственной рукой убила многих греков, в том числе Махаона и Подарка, но была убита могучим Ахиллом. Ахилл оплакивал безвременную смерть отважной красавицы, влюбившись в нее после смерти. Терсит выколол у умершей глаза копьем и обвинил Ахилла в страсти, противной природе человека. Ахилл обернулся и так ударил Терсита, что, выбив ему все зубы, убил его. Позднейшие сказания развили мотив эротических отношений Ахилла и Пентесилеи; от брака их, по преданию, произошел сын Каистр. Подвиги Пентесилеи под Троей были воспеты Арктином в эпической поэме "Эфиопида".

    Ахилл и Пентесилея. Амфора.

    Вероятно, самое романтическое изложение истории Ахилла и Пентесилеи содержится в трагедии немецкого драматурга Генриха фон Клейста "Пентесилея". Возглавляя войско амазонок против греков, Пентесилея охотится за Ахиллом. По законам Амазонии, воительницы должны воевать с мужчинами, чтобы в бою захватывать пленников, обеспечивая продолжение рода амазонок. Но Пентесилея нарушает другой закон, запрещающий амазонкам выбирать в бою противников-мужчин. Ее кампания против греков проходит успешно, но она жаждет битвы с Ахиллом, так как ее мать предсказала ей, что она его захватит в плен. Игнорируя предупреждения верховной жрицы, Пентесилея продолжает преследовать Ахилла. Наконец ей удалось сразиться с ним, но в бою она терпит поражение и теряет сознание, ее подбирают амазонки и везут в свой лагерь, куда следует и Ахилл. Когда Пентесилея приходит в чувство и видит Ахилла, у нее возникает иллюзия, что пророчество ее матери сбылось. Ахилл, влюбившийся в Пентесилею, надеется похитить ее и вызывает ее на поединок, с тем, чтобы сдаться. Он выходит против нее без оружия. Пентесилея воспринимает его действия как насмешку и в слепой ярости натравливает на него псов, помогая им рвать тело Ахилла на части. Когда до нее доходит, что она натворила, Пентесилея бросает вызов традициям и богам, отбрасывает в сторону меч и с покаянием принимает смерть одними усилиями воли, надеясь воссоединиться с Ахиллом в Царстве мертвых…

    Exekias. Achilles and Penthesileia.
    Attic black-figured amphora, ca. 540/530 BC. The British Museum, London

    Миф об амазонках вошел не только в эпическую поэзию, но сделался предметом искусства. Сражающиеся женщины - столь необычное и впечатляющее воображаемое зрелище, что оно привлекало художников во все времена, так, что амазонок и других древних воительниц изображали как знаменитые Фидий и Рубенс, так и художники разных уровней, включая многочисленных современных живописцев. В настоящее время живописное и скульптурное изображение воительниц стало очень популярным - немалое количество подобных работ продается в сувенирных магазинах и через сеть Интернет.

    Борис Валледжо

    Сохранились древние сосуды и барельефы, содержащие амазонские мотивы. Самые замечательные греческие художники и скульпторы древности, например, ваятели Фидий, живописец Микон, изобразили амазонок в статуях, барельефах и картинах. Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. В них амазонки представлены в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитой мускулатурой. В основном одна грудь всегда прикрыта.

    Мраморная статуя. Раненая амазонка.
    Roman, imperial period, 1st-2nd century A.D. Copy of a Greek bronze statue of ca. 450-425 B.C.
    Metropolitan Museum, New York


    Даже в средние века не вполне исчезает сказание об амазонках, а в период возрождения классицизма амазонки вновь воскресают в поэзии, картинах и скульптурах, а также в убеждении, что этот народ действительно существовал, даже в Африке и Америке - от них получила свое название река Амазонка. На картине Рубенса "Битва Амазонок" в классической традиции батального жанра показана кровавая конная битва между мужским и женским войсками на мосту.

    «Битва амазонок» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная в 1618 году.

    Интересно отметить, что практически на всех античных изображениях амазонок они терпят поражение от воинов-мужчин, хотя очевидно, что в те времена без боевых побед невозможно было бы ни создать, ни сохранять государство - своеобразный античный мужской сексизм. Кроме того, ни на одном изображении нет амазонок, сражающихся с другими женщинами. Означает ли это, что они бились только с мужчинами? В отличие от античных времен, сейчас картина противоположная - в художественных изображениях воительницы почти всегда побеждают воинов, а женщины часто изображаются сражающимися друг с другом.

    Амазонка дрессирует коня.
    Как представительницы кочевого племени,
    амазонки не мыслили себя без лошадей.

    Амазонка - всадница сражается с двумя пешими греками.
    Один из них обнажен, а другой одет как путешественник в хламиде,
    шляпе и с копьем. Варшава, Польша.

    Амазонка-всадница атакует пешего воина.
    Фрагмент амфоры.

    Благодаря поэтическому гению древних греков, история полулегендарных амазонок и в частности, Пентесилеи, пережила века. История амазонок учит тому, что женщина не всегда слабое беззащитное существо, зависящее от мужчин, она может быть самостоятельной, сильной и смелой.



    Источники::
    fscclub.com
    Комментариев Комментариев 2
    1. Аватар для shiro
      странно, что до сих пор нет ни одной голливудской кино-эпопеи про амазонок с джоли в главной роли
    1. Аватар для margolis
      С Амазонками в кино беда. Наскока помню, был фильм "Новые амазонки" режиссёра польского Юлиуша Махульского. Но эт пародия, само собой, хотя прикольно, мне нравился фильм в своё время))