• Фильм про геев как мост через балканскую пропасть




    Черная комедия "Парад" находит признание в истерзанных войной бывших югославских республиках.

    На консервативном Балканском полуострове геи и солдаты плохо уживаются друг с другом, как и бывшие враги по межэтническим войнам. Однако рассказ об сербском участнике войны, который набирает команду из ветеранов, воевавших с ним по разные стороны фронта, для защиты гей-парада, стал там невероятной сенсацией.

    "Парад" - это черная комедия сербского режиссера, и она стала крупнейшим кассовым успехом в бывшей Югославии, несмотря на то что фильм бросает вызов межэтническому расколу и глубоко укоренившейся в регионе гомофобии.
    С момента выхода фильма на экраны его посмотрели более полумиллиона человек. Он получил одинаково высокие оценки в Сербии, Хорватии и Боснии. Такого успеха не было ни у одной картины после войн 1990-х годов между бывшими югославскими республиками.

    "Весь регион впервые объединился в своей симпатии к этому фильму", - говорит режиссер Срджан Драгоевич

    "Парад" завоевал в этом году награду на престижном Берлинском кинофестивале. Действие картины происходит в сербской столице Белграде, где однополая чета пытается организовать гей-парад, несмотря на угрозы и насилие со стороны ультраправых группировок.

    Чтобы провести это мероприятие, они обращаются к сербскому ветерану войны с просьбой защитить парад. Тот собирает разношерстную команду экс-боевиков из других бывших югославских республик, куда входят хорват, боснийский мусульманин и косовский албанец.

    При помощи ядреного сюжета, сдобренного едким юмором, Драгоевич рассказывает о балканских предрассудках и о крайне болезненной теме прав геев и послевоенных отношений.

    Как говорит кинообозреватель Милан Влайчич, успех Драгоевича объясняется тем, что он сумел создать универсальное послание о толерантности, не превратив при этом картину в пропагандистский ролик.

    "Ключевую роль сыграл черный юмор", - отмечает Влайчич.

    Хотя сербские гей-активисты неоднозначно относятся к роли этого фильма в отстаивании прав гомосексуалистов, Драгоевич настаивает на том, что "людям очень важно понять и признать один простой момент: неважно, какой ты национальности, как ты молишься и с кем ты спишь".

    Раны, оставшиеся от балканской войны, по-прежнему остаются причиной глубокого раскола несмотря на то, что боевые действия закончились уже давно.

    Эти трения наглядно проявились во время недавнего режиссерского дебюта голливудской звезды Анджелины Джоли, снявшей любовную историю на фоне боснийской войны. В Боснии ее встретили громкой овацией, однако сербы не приняли картину, назвав ее пропагандой.

    "Парад", сопродюсерами которого стали компании из Сербии, Хорватии, Македонии, Словении и Британии, нашел признание у большинства, если не у всех.

    В Боснии он стал самым популярным сербским фильмом со времен войны, и его посмотрели больше людей, чем "Аватар" Джеймса Кэмерона. Об этом говорит боснийский прокатчик картины. В Хорватии "Парад" посмотрели около 150000 человек.

    Тем не менее, влиятельная католическая церковь Хорватии запретила показывать эту картину в принадлежащем ей кинотеатре в прибрежном городе Дубровнике. Церковь выступила против темы гомосексуализма и против якобы предпринятой Драгоевичем попытки возложить равную вину за начало войны на все стороны.

    По словам Драгоевича, успех его картины показывает, что на Балканах существуют общие узы культуры и истории.

    "Это плохая новость для националистов", - говорит он.


    Источник: inoСМИ